Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 27 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Цветы в искусстве - Лотос PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Цветы в искусстве
Букет
Акация
Анютины глазки
Астра
Барвинок
Василёк
Гвоздика
Георгин
Гиацинт
Дельфиниум
Ирис
Камелия
Клевер
Крокус
Лилия
Лотос
Магнолия
Мак
Маргаритка
Нарцисс
Орхидея
Пион
Роза
Сирень
Тюльпан
Фиалка
Хризантема
Цикламен
Все страницы

 

ЛОТОС

 

ЛОТОС (греч. Lotos) — род многолетних земноводных травянистых растений.

Известны греческий, или троянский, лотос, киренейский лотос (дерево, произрастающее в Северной Африке), египетский лотос, или "нильская лилия", — водяная кувшинка (лат. Nymphaea Nelumbo) с красивыми белыми либо розовыми цветами.

Из черного лотосового дерева в древности вырезали вотивные фигурки и флейты, отсюда позднейшее латинское Lotus в значении "флейта, свирель, нежная музыка".

В Египте встречаются также голубые цветки лотоса (лат. Nymphaea Caerulea).

В индуистской мифологии творец мира Брахма рождается из цветка лотоса, выращенного из пупа сидящего в воде Вишну.

Лотос считается символом Вселенной, он плавает в океане мироздания. Чашечка цветка уподобляется священной горе Меру, четыре лепестка лотоса — четырем частям света. Из лепестков лотоса возникают реки, горы, долины. С ростом тысячелепесткового золотого лотоса формируется Вселенная.

В древности египтяне заметили, что цветки нильского лотоса распускаются при заходе Солнца и, закрываясь, погружаются в воду при его восходе. Днем цветок спит, а ночью просыпается. Это послужило основанием для посвящения цветка богу Солнца Ра. В египетском искусстве изображается младенец Осирис-Ра, сидящий на цветке лотоса, — символ рождения Солнца из мирового океана, смены дня и ночи, вечного рождения, умирания и воскресения.

Лотос также — колыбель бога Гора (Хора), сына Осириса, и Нефертума.

Богиня Исида, супруга Осириса, изображается на "лотосовом троне".

Особо почитался красный лотос, "вышедший из огня". Из лепестков лотоса, нанизывая их на нити, женщины делали головные повязки, вплетали их в прически. Цветки лотоса опускали на лоб.

На египетских монументальных росписях и рельефах видно, как на пирах гости держат в руках пучки лотосов; стеблями этого цветка обвивали сосуды с вином, и цветки свешивались по сторонам кувшина.

Симметрично склоняющиеся цветки лотоса — характерный мотив египетского орнамента.

Розовый чашеобразный лотос воспроизводился в росписях алебастровых сосудов и имел священное значение.

Цветки голубого лотоса чаще использовали в заупокойном культе.

Лотос был символом Верхнего Египта, папирус — Нижнего. Их соединение — эмблема объединения Египта под властью фараонов, такие изображения встречаются в храме Амона в Карнаке. Лигатура — связка стеблей лотоса и папируса (перетянутых посередине узлом из стеблей), по-египетски "Сема-Тауи", — изображалась на боковых стенках трона египетских фараонов, ее можно видеть, в частности, на тронах Колоссов Мемнона — огромных статуй фараона Аменхотепа III.

В искусстве древних хеттов, финикийцев, шумеров цветок лотоса символизировал смерть и возрождение и служил атрибутом погребальных культов. В то же время он означал жизнь и производящие силы природы.

Если лотос изображали рядом с быком, он почитался в качестве солярного символа, рядом с коровой — лунного.

Цветок лотоса изображали вместе со львом, бараном, лебедем, свастикой, змеей, грифоном, сфинксом.

Как цветок египетской Исиды, богини-матери, лотос заимствовали эллины в качестве атрибута богини Афродиты (у римлян — Венеры ).

В форме лотоса делали колонны египетских и финикийских храмов, эта же форма придавалась сосудам, туалетным ложечкам, светильникам, ювелирным украшениям из дерева, слоновой кости, "египетского фаянса", золота.

Из корня и семян лотоса приготовляли лечебное вещество "неню-фар", откуда происходит французское название кувшинки, или водяной лилии (nenuphar).

В Греции белые цветы лотоса посвящали нимфам, отчего возникло название "нимфея" (греч. Nymphea).

На санскрите белый лотос назывался Padma, голубой — Utpala. В культуре буддизма "закрытие цветка Padma и открытие Utpala определяет день и ночь на небесах". В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Поэтому лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. Лотос вырастает из грязи, но сам остается чистым. Так и Будда, рожденный в земном мире, чист, как белый цветок лотоса. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне". Padmasana (санск., "поза лотоса"), со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Лотос — одно из "восьми сокровищ", и он начертан на стопах Будды "Буддапада". Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".

В Древнем Китае лотос — эмблема одного из "Восьми Бессмертных". Рассказывается также, что Пе Ан Фей танцевала на цветках водяной лилии, "сделанных из золотой фольги и рассыпанных на земле", отсюда выражение: "Каждый шаг заставляет лотос расти" и поэтические сравнения женской ноги с "золотой лилией" и "изгибом лотоса".

В мистических учениях Востока лотос символизирует "духовное развертывание и достижение", результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды.

Полностью раскрытый цветок лотоса изображается в виде геометризованной розетки с семью, восемью или десятью лепестками-лучами. Это — "колесо непрерывного существования" и, одновременно, "чаша, водный символ женского начала природы".

В добуддийской мифологии Китая лотос символизировал мужское начало природы, позднее — женское. Корень лотоса, скрытый глубоко под водой, — источник существования; коробочка с семенами — плодоносная сила творения; полностью раскрывшийся цветок — духовное совершенство.

Будучи солярно-лунным, лотос является также андрогинным — самодостаточным символом. Стебель лотоса соотносят с осью мира, цветок — с мандалой, Майтрейей. Количество лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и ступени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса.

Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос.

Китайское название лотоса (li’en) звучит так же, как "обязывать" или "вести себя скромно". Поэтому изображение лотоса в традиционном искусстве Китая и Японии помимо общей символики имеет особенный подтекст — "пожелание счастья, благополучия и скромности".

Таким же образом можно истолковывать изображения лотосов на дверях домов или столбы, колонны в виде стеблей и цветков этого растения.


 

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.