Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 33 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Птицы в искусстве - Голубь PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 44
ХудшийЛучший 
Индекс материала
Птицы в искусстве
Аист
Алкиона
Алконост
Альбатрос
Бену
Бийняо
Бригантия
Бянь Цяо
Воробей
Ворон
Гарпии
Гаруда
Голубь
Гриф
Гусь
Жар-птица
Журавль
Ибис
Индюк
Керубы
Киннары
Коршун
Кукушка
Ласточка
Лебедь
Орёл
Павлин
Пеликан
Петух
Попугай
Птица счастья
Сирин
Сова
Сокол
Стимфалиды
Страус
Фазан
Феникс
Финист
Харадр
Херувим
Цапля
Ястреб
Все страницы

 

ГОЛУБЬ (праслав. golobь, этимология неясна; есть обратные версии: от "голубой"; лат. columbus) — птица отряда голубеобразных; имеется множество видов.

Древнейшие изображения голубя восходят к 6—5-му тыс. до н. э. (находки в Арпачае, Северная Месопотамия).

В древности считалось, что в голубей вселяются души умерших.

Порхающий голубьсимвол очищения души (отсюда одна из версий о происхождении лат. названия columbus от caelum — "небо"). В то же время плодовитость этих птиц сделала их атрибутами богинь любви и плодородия — семитской Астарты и греческой Афродиты. В храмах Афродиты в Пафосе на о. Кипри на о. Кифера голубей разводили как священных птиц: голуби должны были нести колесницу богини любви.

Имя Семирамида переводится: "Горная голубка".

В античной поэзии голубя противопоставляли орлу и ворону; "голу́бками", так же, как и "воробышками", называли гетерголубка́мивлюбленных. Согласно греческому мифу, черный голубь опустился на дуб в священной роще Доданы у храма Зевса в Эпире. С тех пор жрицы оракула Зевса, прорицавшие по шелесту ветвей этого дуба, стали называться пелейядами (греч. peleiades — "голубки"). Изображенный рядом с Афродитой (у римлян — Венеройголубь символизировал Адониса или Эрота (Амура).

В эпоху Барокко богиня Юнона (у греков — Гера) как покровительница брака и семьи изображалась накладывающей золотое ярмо на пару белых голубей.

У древних евреев голубь — образ искупления; голубь и ветвь оливы воплощают мир, обновленную жизнь, знак, данный Ною (участие голубя в истории потопа).

В христианской традиции голубь символизирует святой дух (иногда голубь и нимб или семь голубей); голубь и лилия — благовещение; двенадцать голубей ассоциируется с апостолами.

ТИЦИАН. Нисхождение Святого Духа на апостолов (1555). В Библии голубь — символ земли обетованной, он приносит в Ноев ковчег оливковую ветвь в знак окончания всемирного потопа (Быт. 8:8—12). В Новом Завете возрождается древняя символика очищения души. По закону Моисеяголубь, как чистое существо, служил приношением после рождения ребенка. Поэтому голубя изображают на посохе Св. Иосифа в знак того, что Бог избрал его в мужья Деве Марии. Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в реке Иордан, свидетельствовал: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32). Своих учеников, Св.Апостолов, Христос напутствовал: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16).

В христианском искусстве, в сцене "Благовещения Марии", Св. Дух опускается на Деву в виде голубя в золотых лучах. Так же изображается одна из ипостасей Св. Троицы. Св. Дух в виде голубя нисходит на Павла и на Апостолов в сцене "Сошествия Святого Духа на Апостолов". Поэтому двенадцать голубей символизируют двенадцать Апостолов; такое изображение мы видим на мозаике конхи апсиды церкви Сан Клементе в Риме (XII в.). Голубь — символ просветления, божественного вдохновения; он изображается парящим около уха святых, прославившихся литературным творчеством: Бернардина Сьенского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Фомы Аквинского. Душа Схоластики, сестры Св.Бенедикта, изображается летящим голубемГолубь — атрибут Св. Ремигия, Св.ЕлисеяСемь голубей символизируют "Семь даров Святого духа" (мудрость, разум, проницательность, твердость, знание, благочестие, страх перед Богом).

В алхимической символике "черный ворон становится белым голубем", что означает просветление вещества, превращающегося в "философский камень".

Голубь участвует в деяниях Св.Екатерины Александрийской, Колумбана, Терезы Авильской. В "Физиологе" говорится:

"Христос наш чрезвычайно красноречивый духовный голубь, наша в правде благозвучная птичка, которая своей благой вестью позволяет звенеть всему, что есть над небесами".

Соединение христианской и древней языческой символики голубя как олицетворения души умершего объясняет встречающиеся в раннехристианском и византийском искусстве изображения голубей в ветвях Райского дерева или пьющих из чаши вечной жизни у основания древа.

Голубь вылетает из уст умирающих мучеников или несет в клюве мученический венецГолубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник.

В интерьере христианского храма скульптурное изображение голубя с распростертыми крыльями подвешивается в средокрестии, под куполом, и при взгляде снизу он кажется парящим в подкупольном пространствеГолубь украшает навершия алтарей, в сиянии лучей он изображается на внутренней поверхности сводов, кивориев, балдахиновсимволизируя небо.

Голубьэмблема рыцарей Св. Грааля, ордена тамплиеров.

В иконографии Девы Марии произошла инверсия, и голубь в руках Младенца Христа, сидящего у Нее на коленях, был заменен щеглом.

В искусстве немецко-австрийского Бидермайера 1815—1848 гг., в иллюстрациях к детским сказкам и непритязательным любовным историям изображения "голубка и горлицы", демонстрирующие кротость, верность и нежность, из христианского символа неуклонно превращались в сентиментальную наивность либо в откровенную пошлость. А. С. Пушкин, откликаясь на эту тенденцию, ловко перефразировал древнеримского поэта Катулла, писавшего о воробышке на лоне своей возлюбленной Лесбии. В дерзкой поэме "Гавриилиада" (1821) Пушкин дал свою версию Благовещения Деве Марии:

В ее окно влетает голубь милый,
Над нею он порхает и кружит
И пробует веселые напевы
И вдруг летит в колени милой девы,
Над розою садится и дрожит,
Клюет ее, копышется, вертится,
И носиком и ножками трудится.

Пабло Пикассо. Афиша Всемирного конгресса сторонников мира. 1949 год

В. Ф. Ходасевич в статье о поэме (1929) сравнил произведение Пушкина с живописью художников  Итальянского Возрождения , в частности Веронезе, в которой аскетизм библейского повествования отступал перед красочными  фантазиями и жизнелюбивым мироощущением.

В середине XX в. в замечательных рисунках П. Пикассо голубь стал  эмблемой мира (в противоположность ястребам). Оливковая веточка в его клюве — напоминание о голубе из Ноева ковчега, возвестившем мир и надежду .

В Китае с голубем связывают идею долголетия, бесстрастного исполнения сыновнего долга и т. п.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2020 - Шедевры Омска. Все права защищены.