Art Gallery

Портал для творческих людей   OksanaS200974@mail.ru   8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

 

Поиск по сайту

Сейчас 25 гостей онлайн

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Символы (к-я) - Луна PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1600
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Символы (к-я)
Крест
Крылья
Лестница
Луна
Мировое дерево
Молния
Небо
Радуга
Раковина
Рог
Свастика
Солнце
Спираль
Фаллические символы
Череп
Яйцо
Якорь
Все страницы

 

ЛУНА

ЛУНА (греч. lychnos — "светильник", лат. Luna, словен. Luna — "тусклый свет, сияние") — название ночного светила связано с тем, что оно светит отраженным светом Солнца.

Символика Луны складывалась под впечатлением ее магического воздействия на морские приливы и отливы и таинственной связи лунного цикла с физиологическим циклом женщины. Поэтому Луна символизирует женственное начало природы и водную стихию.

Власть этого спутника Земли над природой отмечена Цицероном:

"Каждый месяц луна проходит траекторию, совершаемую солнце за год... это способствует скорому созреванию растений и росту животных".

Световая пассивность Луны и ее власть над водными глубинами, где зарождается жизнь, а также ритм фаз умирания и рождения лунного серпа во многом повлияли на мифологические образы лунных богинь: Иштар, Хатор, Анаит, Артемиды, Гекаты, Дианы, Селены.

Графический символ лунных богинь древней Месопотамии напоминает греческую букву "омега".

В древнем египетском искусстве Луну изображали в виде диска, расположенного на полумесяце, как "солнце, которое светит ночью". Бог Луны Хонсу носит такое изображение в качестве головного убора. Периодическое исчезновение лунного диска, вероятно, послужило основой связывания этого явления с умиранием и воскресением древних богов, с сюжетами о растерзаниях и расчленениях тел Загрея, Орфея, Осириса, Пенфея. Так, четырнадцать частей тела Осириса, растерзанного злым Сетом, соответствуют четырнадцати дням убывающей Луны. Ночное светило сравнивается также с поврежденным глазом Гора. С лунным диском изображается Исида, мать Гора.

Лунный серп во многих мистических культах символизирует женское начало, которое должно быть дополнено мужским.

Аллегории союза Солнца и Луны, так же, как и легенды о пряхах, являются переосмыслением древнейших природных культов.

В алхимической символике Луна представляет серебро и называется королевой, которая должна вступить в брак с королем, результат этого брака — появление андрогина, совершенного существа.

Тема "Возрасты человека" также связывается с фазами Луны, отчего возникло поверье, что души умерших уносятся на Луну.

На три ночи Луна исчезает с небосвода, а на четвертую ночь — возрождается. Поэтому в христианской иконографии Дева Мария сравнивается с Луной и изображается стоящей на новорожденном лунном серпе (Откр. 12:1).

Украшения в виде полумесяца — лунницы — встречаются в разных культурах, их носили женщины как символ плодородия.

Среди позднейших интерполяций — соотнесение лунного серпа и двойного топора — лабриса как оружия амазонок, использование этого мотива в качестве "женского" орнамента, трактовка образа Дианы как Яны (женского Януса), двуликой богини дня и ночи, соединение арфы и лунного серпа в качестве эмблемы смерти.

В мифологии Китая женское, лунное начало природы обозначается знаком Инь. По поверьям, на Луне обитает заяц, который толчет в ступке порошок бессмертия. "Серп молодой луны" в китайской поэзии — традиционный эпитет женской красоты. В китайской живописи луна обычно показывается полным диском, нижняя часть которого закрыта волнами, — символ влияния  луны на приливы и отливы. Китайский год определяется по лунному календарю и подразделяется на двенадцать "лун", каждая из которых имеет свое название и изображается состояниями природы.

В западноевропейской традиции смена лунных фаз дала повод понятию "лживая луна" (лат. Luna mendax), что обозначалось монограммой «CD» (лат. crescere — "расти", decrescere — "убывать").

Луне посвящаются минералыадуляр, или "лунный камень", опал,селенит, а также перламутр, жемчуг, коралл.

В легендах об основании Рима рассказывается, как члены совета Ромула носили на своей обуви знак полумесяца — символ того, что все, что "находится под луной", попирается их ногами как бренное, недостойное. Отсюда распространение лунного серпа в качестве геральдической фигуры. Позднее значение полумесяца изменилось в связи с угрозой мусульманского нашествия на европейские страны. В Древнем Риме существовал культ богини Луны (лат. Luna), дочери Латоны, отождествленной позднее с греческой Селеной и римской Дианой. Храмы Луны стояли на Авентинском и Палатинском холмах рядом с храмами Солнца.

В некоторых культах народов Передней и Центральной Азии, в Пальмире, Армении, а также у древних тевтонов, американских индейцев и в Японии Луна представляется в образе не женского, а воинственного мужского божества.

В мистическом христианстве Солнце и Луна, изображаемые по обе стороны креста в сцене Распятия, трактуются в качестве символа двойственной природы ХристаЛуна — местопребывание Архангела Гавриила, Солнце — Архангела Михаила. Души человеческие, согласно учению пифагорейцев, очищаются на Луне, их тела возвращаются на Землю, а дух соединяется с Солнцем.

 

ПОЛУМЕСЯЦ — один из древнейших изобразительных символов .

Луна в культурах разных народов символизирует женственное начало природы и является атрибутом многих богинь.

Лунный серп ассоциируется со сменой суток, времен года — "умирания и рождения природы".

Полумесяц (символ незавершенности женственного начала природы) — атрибут богинь Астарты , Исиды , финикийской Ашеры, египетских Иштар , Хатор, Анаит, греческих Артемиды, Афродиты, Гекаты, римских Юноны, ДианыСелены, а также мужского фригийского божества Мена и шумерского СинаПолумесяц венчал посох солнечного бога Аполлона.

Сочетание изображения солнечных лучей или диска с полумесяцем было эмблемой многих тайных культов и эзотерических учений.

У древних кельтов два лунных серпа, расположенных спинками друг к другу, символизируют бессмертие.

Изображения Луны и Солнца (или полумесяца и звезды) часто помещали рядом, поскольку символически они дополняют друг друга.

Оригинальную композицию представлял собой трон персидского шаха из династии Сасанидов Хосрова II Парвиза (591—628). Композицию, известную по литературным описаниям, изображениям на монетах и серебряных сасанидских блюдах, называют "Троном Хосрова" или "Часами Хосрова". На вершине находился огромный серебряный полумесяц. На нем восседало лунное божество. Внизу помещалась статуя из позолоченного серебра, представляющая солнечного бога с луком и стрелой в руках. Трон на колеснице каждый час вывозили быки: днем — солнечного бога, ночью — лунного, когда солнечный был спрятан внутри "храма".

В раннехристианском искусстве, в то время, когда приверженцы новой религии скрывались в катакомбахполумесяц превратился в символ Небесной страны, земли обетованной. Утренняя звезда над ним — Спаситель. Отсюда изображение рыбы (символ Христа) над полумесяцем. Позднее полумесяц стал символом ислама.

С развитием культа Мадонны в западноевропейском средневековом искусстве XII—XIII вв. стали появляться изображения Девы Марии, стоящей на полумесяце, что связано с одним из видений Иоанна Богослова:

"И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд"

(Откр. 12:1)

Так Богоматерь унаследовала древний атрибут женских божеств. Особенно часто полумесяц изображают в композициях Мадонны Иммакулаты (Непорочной).

В западноевропейской геральдике — демилюн (франц. demi-lune — "полумесяц"символизирует колыбель Христа в Вифлееме, чашу Св. Причастия или змия (образ зла), попираемого крестом.

Полумесяц — эмблема Византийской империи.

Перевернутый полумесяц — знак вероотступничества. На Руси, которая после падения Византии в 1453 г. под натиском турок, стала преемницей христианской империи на Востоке, а Москва — Третьим Римом, эмблема из креста и  полумесяца приобрела политическое значение. Царь Федор Иоаннович (1584—1598), сын Ивана IV Грозного, согласно предсказанию патриархов Константинопольского и Антиохийского о победе России над мусульманами, приказал водрузить такую эмблему на вновь отстраиваемом Благовещенском соборе Московского Кремля. Вскоре подобные эмблемы — крест на поверженном полумесяце — появились на многих храмах Москвы. Актуальное значение креста и полумесяца укрепилось в ходе русско-турецких войн 1735—1739, 1768—1774 и 1787—1791 гг.

"Три полумесяца" — эмблема Дианы де Пуатье.




 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2019 - Шедевры Омска. Все права защищены.