Art Gallery

Портал для творческих людей       OksanaS200974@mail.ru        Mail@shedevrs.ru

 

Поиск по сайту

Погода в Омске

Яндекс.Погода
Сейчас 153 гостей онлайн

купить картину

Яндекс.Метрика

Мы в контакте


Орнамент PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 276
ХудшийЛучший 
Словарь художника
Индекс материала
Орнамент
История орнамента
Виды орнаментов
Египетский орнамент
Орнамент Древнего Востока
Орнамент Древней Греции
Римский орнамент
Византийский орнамент
Китайский орнамент
Японский орнамент
Мусульманский орнамент
Орнамент в западно-европейской культуре
Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Все страницы

ОРНАМЕНТ (лат. Ornamentum — "снаряжение, вооружение" от Ornare — "вооружать, оснащать, снабжать необходимым") — отвлеченный тип изображения, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Как и декор, орнамент относится к роду композиции, основной художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью, объемом, массой. Иными словами, орнамент возникает из необходимости согласования изобразительных форм с особыми условиями их существования на поверхности какого-либо изделия. Мастер, художник вынужден соотносить, осмыслять возникающие при этом композиционные связи, преображать отдельные элементы изображения и их собственные, внутренние связи по отношению к формату, качествам объемности или плоскостности, открытости или закрытости, тональности, фактуры, текстуры, материальности декорируемой поверхности. Для этого используют три основных метода преображения формы: абстрагирование (отвлечение от конкретной пространственной и свето-воздушной среды), геометризацию и стилизацию (подчинение характера изображения структуре декорируемого изделия). Однако в отличие от декора орнамент, прежде всего по причине значительной степени абстрагированности, имеет в общей композиции художественного произведения не идеологический смысл, а формальное значение.

Декор связан с общей композицией изделия более сложно; декорирование означает не согласование или приспособление, а, скорее, противоборство, активное взаимодействие. В одних случаях декор "подчиняет" себе форму изделия, в иных возникает неустойчивое равновесие. Декоративное изображение, будь то роспись вазы, мозаика, фреска, витраж, плафон, чем более развертывается в пространстве, тем сложнее становится, тем сильнее стремится вырваться за ограничивающие его пределы (в содержательном и формальном смысле).Музеи Ватикана и Сикстинская Капелла. Так, Микеланжело, расписывая плафон Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512), т. е. решая поставленные перед ним декоративные задачи, зрительно "разрушил" архитектуру, поскольку его грандиозный замысел не мог вписаться в отведенные границы.

Декоративная композиция меняет, преображает окружающее пространство, придает ему иной вид и смысл. Не случайно даже в камерной античной вазописи древнегреческие мастера заключали декоративные изображения в орнаментальные обрамления, поскольку их композиция, форма и мифологический сюжет с трудом согласуются с конструкцией и формой вазы, они стремятся вырваться из тесных пределов замкнутого объема сосуда.

Орнамент, напротив, тяготеет к обрамляющей функции, он легко соединяется с любым сложным объемом, подчеркивает его пропорциональные членения и конструктивные узлы. Французский поэт П. Валери остроумно заметил, что "орнаментальная концепция так же относится к отдельным искусствам, как математика — к остальным наукам".

По концепции К. Г. Юнга, орнаментальные, предельно абстрагированные формы "уходят в темные глубины коллективного бессознательного", они представляют собой априорно (лат. a priori — "до опыта") существующие, независимо от индивидуального сознания, геометрические символы: крест, круг, круг и квадрат.

Согласно теории Алоиза Ригля (1858—1905), выдающегося австрийского историка и основоположника "формального метода" изучения искусства, в орнаменте в наиболее "чистом виде" проявляется "художественная воля" (Kunstwollen), интуитивное стремление человека к стилю, оформлению жизни, упорядочиванию зрительных образов. Именно орнамент, в теории Ригля, определяет развитие художественных стилей во всех прочих видах искусства. В 1893 г. Ригль опубликовал свой главный труд — "Проблемы стиля. Основные положения к истории орнамента" («Stilfragen. Grundlegunden zu einer Geschichte der Ornamentik"). Исторически первый стиль, по Риглю, — геометрический, основанный на природных закономерностях симметрии и ритма, и поэтому он практически одинаков на ранних, архаических стадиях развития любых этнических культур. Следующий этап — "геральдический стиль" (Wappenstil), в котором достигает абсолюта принцип геометризации и зеркальной симметрии. Далее возникает растительный орнамент. Арабеска выявляет "связующие", пластические элементы. Классические воплощения таких связующих элементов мы находим в искусстве древних греков — в меандре, пальметтах.

Отчасти развивая "этническую теорию" А. Ригля, О. Шпенглера, русский мыслитель Л. Н. Гумилев предложил "обратную" схему развития: от геометрических, абстрактных символов к сложным изобразительным композициям. В его терминологии, на уровне этноса создается орнамент, на уровне суперэтноса — сакральные (священные) изображения, а в индивидуальном творчестве художника — неповторимые композиции.

Кардинальный вопрос: какие формы появились в истории искусства раньше — геометрические символы (по Юнгу, априорно существующие) или конкретные изображения, последовательным абстрагированием которых создавались такие символы, до настоящего времени остается нерешенным.

 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт!!!

© 2011/2017 - Шедевры Омска. Все права защищены.